Вы попали на архивную версию сайта ZНЯТА.
С августа 2019 года проект ZНЯТА запущен в новом формате.
Обновленный проект znyata доступен по адресу znyata.com


Баннер

главная о фото статьи Образы на кончиках пальцев… или О руке в фотографии

Образы на кончиках пальцев… или О руке в фотографии


«Я не пытаюсь рассказать о чем-то намеренно скрытом.
Мне нравятся изображения, затаившие секрет».
Джерри Уэлсман, фотограф

Руки, еще с первых уроков фотографии у Андрея Дубинина, - моя по-настоящему любимая и одновременно загадочно-притягательная часть портрета. На старых советских фотографиях класса по положению рук на талии у рядом стоящей подруги можно догадаться о секретной привязанности. Руки, нервно сжимающие сумку или платок, выдают тревогу. На фото позирующих моделей изящно согнутые пальцы – со-настроенность нежности и элегантности всего образа. Известно, что Евгений Кибрик, выдающийся график советских времен, учитель гениального Михаила Шемякина, наставляя молодых художников, утверждал: «Если на картине плохо изображены руки, значит вы не умеете рисовать!»

В августе мне удалось попасть в гости к неординарной киевской поэтессе, чей фетиш по отношению к эстетике образа руки в изобразительном и фотографическом искусстве привел ее к созданию небывалой коллекции из открыток и журнальных вырезок. Просматривая их завистливым взглядом, я поняла, что настал момент рождения нового персонального исследования подходов и интерпретаций образа руки не только в живописной композиционной традиции, но и в фотографии: мировой и белорусской, в частности.

От божественного к человеческому

Образ руки можно с уверенностью назвать одним из первых в мировом искусстве. Прежде всего, руки - это канал, по которому транслируется импульс механического действия, связанного с созданием художественного произведения. Во-вторых, это та часть тела, что (простите за каламбур) всегда под рукой.

Задолго до изобретения фотографии рука вошла в «визуальную культуру» наших далеких предков. Несмотря на то, что они не имели понятия о формальных законах композиции и художественной пластики, изображения рук, оставленные ими на стенах пещер, чрезвычайно выразительны и сильны по оказываемому на зрителя впечатлению.

Многие ученые сходятся во мнении, что отпечатки ладоней, заключенные в круг, равно как и волнообразные линии, наносимые первобытными художниками на глиняную поверхность, имели не только декоративное, но и магическое значение. С течением времени магия переросла в отдельные направления около религиозного толка: от попыток предсказать судьбу человека по линиям на его ладони до сакрального значения левой и правой рук в каббале.

Образы на кончиках пальцев… или О руке в фотографии Образы на кончиках пальцев… или О руке в фотографии
Первые визуальные следы присутствия образа руки в искусстве. Отпечатки ладоней, найденные в пещерах Эль Кастилло (возраст - более 25 000 лет)

Сакральная природа образа находила свое развитие и в мировых религиозных учениях. Примером может являться тенденция создания антропоморфных «реликвариев», получившая распространение во многих европейских странах в XII-XVI веках. Так, контейнеры для хранения фрагментов тел святых традиционно воспроизводили форму того артефакта, который был в них заключен, а присутствие рук и ее частей в этой функции в те века было нередко.

В изобразительном и монументальном искусстве эпохи Возрождения руке придавали почти такую же  значимость, как и тщательному изображению лица в портрете. Световой, цветовой или композиционный вес руки и лица были порой равны, а всевозможные жесты интерпретировались рядом тайных посланий. Примеров мастерской передачи настроения и характера портретируемого через положение рук и всевозможные жесты пальцев не счесть. Достаточно вспомнить имена таких художников, как Леонардо Да Винчи, Альбрехт Дюрер, Рембрандт и другие. В скульптуре признанным специалистом по пластике рук был, несомненно, Огюст Роден, который связывал с ними выразительность даже превосходящую по силе и интенсивности эмоций человеческое лицо.

Образы на кончиках пальцев… или О руке в фотографии Образы на кончиках пальцев… или О руке в фотографии
Слева: скульптура Огюста Родена «Рука Творца» была создана в связи с замыслом композиции «Врата Ада».  Справа: другой вариант скульптуры, где две сложенные руки представляют образ храма.

От магии к сюрреализму

Символизм руки в области сакрального с развитием цивилизаций был удачно переосмыслен в творчестве художников и фотографов сюрреалистического направления: Рене Магритта, Сальвадора Дали, Джоэль-Питера Уиткина. В их работах рука метафорически воплощала два разных начала: она либо ассоциировалась с присутствием божественной силы, либо замещала образ человека. Одним из самых экстраординарных фотографов в этом ракурсе представляется американец Джерри Уэлсман,  цитируемый критиками в списке десяти наиболее значительных фотографов XX века как «основоположник сюрреалистической фотографии».

Образы на кончиках пальцев… или О руке в фотографии Образы на кончиках пальцев… или О руке в фотографии
Фотографические коллажи Джерри Уэлсмана. Слева: «Без названия» (1974). Справа: «Метафора середины жизни»(1990).

Еще в далеких 1960-х Джерри Уэлсман произвел настоящую революцию в фотографическом искусстве, начав вручную создавать коллажи из негативов, превращая изображения в мистические, будто бы из снов, пейзажи. «Традиционно, для многих фотографов единственным поистине творческим жестом является нажатие кнопки спуска, - вспоминает Уэлсман. – Но сам я пришел к осознанию того, что темная комната – это настоящая лаборатория визуальных исследований, где творческий процесс получает дальнейшее развитие».

Уэлсман видит секрет создания притягательных, лишенных тяжести времени и логики реальности, пространств в развитии способности фотографа выйти за рамки собственного, контролируемого интеллектом, восприятия.

«Сегодня широкую популярность получило концептуальное искусство, в основе которого лежит конкретная теория, откуда, в свою очередь, вытягиваются определенные образы, призванные эту теорию иллюстрировать, - отмечает фотограф. - Такое искусство напоминает четко сформулированное задание, где каждый шаг – часть плана, а смысл состоит лишь в том, чтобы ему следовать и выполнять то, что предписано. Мой подход гораздо менее интеллектуален и запрограммирован… Самые лучшие изображения появляются, когда мне удается выйти за рамки собственного понимания, когда я начинаю доверять тому, что происходит именно на «неинтеллектуальном», подсознательном уровне. Тогда я создаю нечто, что вызывает отклик, часто даже не будучи в состоянии объяснить – чем именно».

Образы на кончиках пальцев… или О руке в фотографии Образы на кончиках пальцев… или О руке в фотографии
Фотографические коллажи Джерри Уэлсмана. Слева: «Без названия» (1958), справа: «Без названия» (1970).

Сюрреальные миры Уэлсмана густо населены символами: птичьими гнездами, деревьями, облаками, пустыми организмами заброшенных домов. Один из наиболее частых образов – руки. Ладони, сложенные лодочкой для сохранения в недрах их реликвария целого мира; ищущие друг друга руки двух людей; руки, высеченные в камне. Следуя логике фотографа, интерпретация сложных образов попросту не имеет смысла, ибо каждый из зрителей при взаимодействии с изображением будет задействовать свой собственный набор знаков.

Визуальными экспериментами с образом руки увлекался в период учебы в Академии искусств белорусский фотограф Саша Абухович. Еще на первом курсе он начал рассматривать руку как своеобразное доказательство присутствия человека в конкретном месте. «Мы смотрим телевизор, кино, рекламу, клипы как бы чужими глазами, - поясняет Саша. - Решение смотреть за нас принимает кто-то другой, но сами мы никогда этого не осознаём. Рука в кадре на моих ранних снимках была  своеобразным стоп-краном. Первое что ты видишь - чью-то руку, а уж потом – то, что за этим всем стоит, место, где это происходит».

Образы на кончиках пальцев… или О руке в фотографии Образы на кончиках пальцев… или О руке в фотографии
Фотографии Саши Абуховича

Стоит отметить, что несмотря на простые, почти документальные снимки Саши Абуховича, присутствие на них такого элемента как рука фотографа привносит в их общее настроение как раз элемент сюрреализма. Она будто бы становится рукой зрителя, будоража в нашей памяти мнимые воспоминания о локациях чужих снимков. Так, образ руки - словно якорь  игры во множественные реальности, повод испытать новые ощущения, начать мыслить.

Несколько «портретов рук» в фотографии

В фотографии одним из самых ярких примеров работы с руками в жанре портрета считают восхитительные тонкие снимки – результат творческого союза фотографа и галериста Альфреда Стиглица и художницы Джорджии О’Киф, впоследствии ставшей его женой. Стиглиц искренне восхищался живописными абстрактными полотнами О’Киф и всячески способствовал ее продвижению в художественной среде, а сама Джорджия очень часто служила фотографу музой и моделью.

«Стиглиц впервые сфотографировал меня в стенах своей галереи «291» весной 1917 года, - вспоминает Джорджия, - …Еще с детства мои руки были объектом восхищения, но сама я очень редко воспринимала это восхищение всерьез. Альфред хотел фотографировать в самых разных ракурсах мою голову и руки, расположенные на подушке, просил меня жестикулировать, поворачивать в разные стороны лицо. Он обладал очень четким видением того, что он, собственно, хотел сказать при помощи камеры. Когда я разглядываю эти снимки — а некоторым из них сейчас более шестидесяти лет — я удивляюсь, кем же была изображенная на них женщина. Мне кажется, что на этих снимках я будто бы прожила множество жизней».

Преподавая в школе в Техасе, О’Киф решила показать портреты, выполненные Стиглицем, своим ученикам. Те были удивлены, даже шокированы необычностью и новизной подачи. Мало кто представлял, что портреты могут быть такими выразительными без присутствия на них лица человека.

Образы на кончиках пальцев… или О руке в фотографии
Фотографии рук Джорджии О’Киф, автор - Альфред Стиглиц, 1917-1919. Слева: фотография «Руки», проданная на нью-йоркском аукционе Сотбис в феврале 2006 года за 1 470 000 миллион долларов.

Антропологически-психологический интерес представляет фотографическая серия молодого фотографа из России – Ольги Паволги, переосмыслившей образ рук актуальных на сегодняшний день писателей и поэтов, среди которых, например, Дмитрий Воденников, Лена Элтанг, Вера Полозкова и другие. Проект включал в себя несколько портретных снимков, но часть, непосредственно связанная с изображением рук людей этой пишущей профессии, может быть объединена и представлена в формате самостоятельного континуума.

Начальным импульсом к созданию проекта, по признанию самой Ольги, послужило желание «показать рукописные тексты, заметки, почерки, настроение и характер организованности мыслей пишущих людей». Однако, уже в процессе работы, внимание фотографа привлекли именно руки писателей и различные предметы, которые по ряду причин, оказывались неподалеку: старый медный клаксон, зажигалка или рюмка с чем-то горячительным после зимней уличной съемки.

Следуя замыслу Ольги, нам ничего не остается, как принять правила игры, ею предложенные, и, руководствуясь лишь образом рук и организованным вокруг них пространством, самостоятельно додумывать характер представленных героев.

Образы на кончиках пальцев… или О руке в фотографии Образы на кончиках пальцев… или О руке в фотографии Образы на кончиках пальцев… или О руке в фотографии
Фотографии из серии Ольги Паволга, слева направо - руки Веры Полозковой, Лены Элтанг, Бориса Гайдука

Руки становятся мощным композиционным центром тонких и чувственных работ молодого белорусского фотографа Юлии Журавской.

«О руках можно сказать многое, - отмечает Юлия, - это безумно сложный механизм, архитектура, овладев которым, можно выразить что угодно: слово, действие, чувство... В фотографии руки занимают одну из главенствующих позиций, они могут помочь сделать прекрасную фотографию, но могут и в корне ее испортить. Ведь часто красота человека видна через его руки. В них заключается весь мир. А наблюдая за жестикуляцией человека, можно понять, что у него в голове, в сердце».

Образы на кончиках пальцев… или О руке в фотографии Образы на кончиках пальцев… или О руке в фотографии
Фото: Юлия Журавская

Внимание Юлии к рукам как в повседневной жизни, так и в фотографической практике связано с ее основным профессиональным призванием – театром: «Я учусь актерскому мастерству театра кукол, и руки в нашей работе - главное средство выразительности. Когда у тебя есть только руки - без лица – приходиться учиться доносить до зрителя эмоцию, рассказ, используя только имеющиеся в наличии средства. А со временем ты приходишь к абсолютно точному пониманию, что руки могут порой выразить гораздо больше, чем слово...».

Профессия фотографа действительно в чем-то сродни актерскому мастерству, только внимание, обращенное на психологию жестов и их настроения, - требование, предъявляемое именно автору с камерой. Руки на фотографии могут рассказать даже самые секретные истории. Достаточно научиться читать то, что скрыто на кончиках пальцев. 

Полезные ссылки

The Metropolitan Museum of Art - Georgia O'Keeffe
Джерри Уэлсман (Jerry Uelsmann)
Ольга Паволга

Текст: Ольга Бубич

обсудить на форуме zнята

«Я не пытаюсь рассказать о чем-то намеренно скрытом.
Мне нравятся изображения, затаившие секрет».
Джерри Уэлсман, фотограф

Образы на кончиках пальцев… или О руке в фотографии
 


поиск по сайту

Баннер

Баннер


главная о фото статьи Образы на кончиках пальцев… или О руке в фотографии